Что вдохновляло Матисса
Посетив Анри Матисса в его студии во Франции в 1944 году журналистка Маргет Бувье писала, что у него на стенах висели конголезские гобелены, и повсюду на мраморных столах лежали раковины, марокканские ткани, и стоял китайский фарфор. Предметы, возможно, странные, но это именно то, что надо художнику, чтобы вдохновляться на создание новых картин.
На протяжении всей своей жизни Матисс приобрел множество предметов, которые служили для него творческим вдохновением, напоминанием о прошлом или путеводителями к неизвестным культурам. Это и скромные предметы обихода, и экзотические маски, а заморские ткани.
Многие из этих артефактов встречаются в его картинах несколько раз. Они похожи на актеров, которые снимаются в разных фильмах. В каждой картине они меняют пропорции и цвет, взаимодействуют с новыми предметами и находятся в разной среде.
Предметы из Африки
Анри Матисс (1869-1954) стал художником в первом десятилетии 1900-х годов, когда только еще начинало расцветать современное искусство. Вдохновленный экспериментами постимпрессионистов, желая экспериментов с цветом в исполнении картин, Матисс и его единомышленники Эдуард Вюйяр и Андре Дерен стали писать картины, в которых сырые неествественные цвета взаимодействовали с сильными и широкими мазками. В 1905 году пресса окрестила их фавнами, после чего их карьера стала развиваться.
Многому их искусство обязано наличию разнообразных артефактов, которых никто ранее не видел. Например, африканское искусство только еще начинало проникать в парижские картинные галереи. Одним из первых предметов, которые приобрел Матисс, была скульптура африканского конголезца, которая была куплена художником в Париже в 1906 году всего за 50 франков.
Матисс был очарован внешним видом скульптуры: силой и упрощением ее внешних форм и необработанностью поверхностей – качествами, которые он стал вводить в свои работы. В течение следующих двух лет он приобрел более 20 африканских произведений искусства, в том числе и несколько масок африканских племен.
Хотя эти предметы редко появляются в его картинах, видно, какое влияние они оказали на художника, если вы посмотрите на его автопортрет, выполненный в 1906 году. Работа написана смело и упрощенно, как раз так, как выглядят африканские артефакты.
Мавританская культура
Следующим открытием художника было исламское искусство, с которым он познакомился в 1910 году при посещении выставки в Мюнхене под названием «Шедевры магометанского искусства». Это вдохновило его на длительную поездку на юг Испании, посещение Альгамбры в Гранаде и другие путешествия. Именно здесь Матисс начал подмечать силу узорчатых поверхностей для создания ощущения пространства. Особенно его восхищало совместное использование разных по текстуре материалов.
Зеленая андалузская ваза, которую в эти годы приобрел Матисс, фигурировала в нескольких его полотнах. Например, в картине «Ваза с цветами», написанной в 1924 году, она стоит в центре и смотрится очень интересно своими торчащими в стороны ручками. Фон картины составляет множество узоров и вид через окно на море.
Матисс интересовался не только разнообразными предметами, но и тканями.
Кроме вида восточных артефактов, Матисс позаимствовал и страсть к плотским наслаждениям. Он привез домой из Гранады открытку, на которой была изображена богато украшенная раздевалка в бане Альгамбры, в которой раздевались жены правителя.
В 1920-е годы Матисс украсил свою студию тканями и коврами, чтобы создать атмосферу арабских стран. Моделей он одевал в восточные наряды и блузки, обнажающие их груди. Это отразилось в работе Матисса 1940 года под названием «Интерьер с этрусской вазой». На картине модель находится в интересной позе и смотрит, оторвавшись от книги, которую до этого читала. Под столом видны ее ноги в зеленых восточных штанах.
Одним из мавританских объектов, который приобрел Матисс, был большой кусок ткани, предназначенной для того, чтобы его повесить на окно. Матисс использовал его в нескольких картинах.
Матисс утверждал, что для него важен не только изображаемый предмет или предметы, но и фон.
Хотя художник очень любил заморские артефакты, французские предметы обихода тоже часто встречаются в его работах. В нескольких его работах можно увидеть кувшин с отколотым краем, извилистой полосой и декоративной ручкой.
Матисс был очень неравнодушен к тканям. В его коллекции находились таитянская ткань из волокон древесной коры, кубинские текстильные стеновые панели и различные восточные ковры.
В одной из его величайших картин «Египетский занавес» использует большой кусок египетской ткани с крупным рисунком. В картине занавес находится справа от окна с видом на пальму. На столе на переднем плане можно видеть миску с лимонами.